Международные отношения

Рефераты по международным отношениям Региональная политика Бразилии

Работа добавлена на сайт bdrip.ru: 2015-04-08


Содержание

Введение                                                                                                   3

Глава1.ХарактеристикарегиональнойполитикиБразилии                     5

1.1.Основныеаспектырегиональногоуправления                                   5

1.2.ИсторияформированияРПБразилии                                                 6

1.3.ПравовыеосновыРПБразилии                                                           8

1.4.ХарактерныечертыРПБразилии                                                       10

Выводы                                                                                                     12

Глава2.СферыРПБразилии                                                                     13

2.1.Региональнаяэкономическаяполитика                                              13

2.2.РПвсоциальнойсфере                                                                         15

2.3.Региональныеаспектынационально-этническихотношений             16

Выводы                                                                                                     20

Глава3.ПроблемысовременнойРПБразилиииперспективыихрешения22

3.1.Социальноенеравенствоинесовершенствосоциальнойполитики     22

3.2.Неравномерноеразвитиерегионов                                                    24

3.3.ЭкологическиепроблемыБразилии                                                   25

Выводы                                                                                                     26

Заключение                                                                                               28

Списокиспользованныхисточниковилитературы                                   30


Введение

ДляРоссиирегиональнаяполитикаимеетисключительнобольшоезначениеиз-заогромныхразличийприродно-географических,социально-демографических,экономическихидругихусловийстраны.Развитиерегионов–острейшийвопроссовременнойгосударственнойполитикиРоссии.ПроблемнымиявляютсявопросыотношенийЦентраирегионов,взаимодействиямеждуфедеральнымиведомствамиироссийскимирегионамивпроцессереализациистратегическихплановразвитиятерриторииимногиедругие.Существующиепрограммырегиональногоразвитияболееилименееуспешны,однакоэффективностьихдалеконезапредельная.

СовременнаяРоссияимеетмногообщихрегиональныхпроблемнетолькосразвитыми,ноисразвивающимисястранами,которыеужедостиглидовольновысокихмасштабовразвитияэкономикиисохраняютдинамизмсоциально-экономическихпреобразований,втомчислеврегиональномразрезе[1].

Бразилия–крупнейшаястранаЛатинскойАмерики–являетсяоднойизсамыхбыстроразвивающихсястранмира.ПоследниедвадесятилетиядляБразилии–времястабильностиибыстрогоэкономическогороста.Региональнаяполитика(РП)Бразилиисчитаетсявцеломуспешноймоделью,поэтомуможетвтойилииноймеребытьобразцомдляподражаниядлямногихстран,состоящихизнеравномерноразвитыхэкономическирайонов.Именнокакисточникидей,методовимеханизмовразвитиярегионовиинтересноизучениерегиональнойполитикиБразилии.

25ноября2008годанавстречеделовыхкруговРоссиииБразилии,президентРоссииД.А.Медведевзаявил,чтоРоссиюсБразилиейсвязываютстратегическиеотношения:«Унассегодняотношения,которыеможно,посути,назватьстратегическимиотношениямиилиотношениямистратегическогопартнёрства:обестраныразвиваютсяпосходномусценарию,демонстрируютубедительныепримерытого,какмогутразвиватьсясовременныегосударства»[2].Очевидно,чтозаинтересованностьвопытеБразилиипонимаютдаженасамомверхнемуровневласти.

Соответственно,объектомисследованиявданнойкурсовойработесталасовременнаябразильскаямодельрегиональногоразвития,предметом–характеристикиэтоймодели.

ЦельюданнойработыявляетсявыделениеположительныххарактеристикРПБразилии,тоестьтех,которыестоитбратьзаобразец.

Длядостиженияэтойцелипоставленыследующиезадачи:

–рассмотретьРПБразилиивретроспективе;

–охарактеризоватьсовременноесостояниеРПБразилиисточкизрениясоциально-экономическогоразвития;

–рассмотретьважнейшиесоставляющиеРП–экономика,общество,национально-этническиеотношения;

–описатьотрицательныехарактеристики(проблемныеместа)РПБразилии.

Курсоваяработасостоитизвведения,основнойчасти,заключенияиспискаиспользованныхисточниковилитературы.Основнаячастьсостоитизтрехглав,вкоторыхпоследовательнорассматриваетсяРПБразилиисначалавобщем(глава1),затемпотремосновнымсферам(глава2),затемрассматриваютсяпроблемыинедостаткисовременнойРПБразилиисописаниемвозможныхпутейихрешения(глава3).Взаключенииописываютсярезультатывыполненияпоставленныхзадач,выводятсявсетеположительныехарактеристики,которымиобладаетРПБразилии.


1.ХарактеристикарегиональнойполитикиБразилии

1.1.Основныеаспектырегиональногоуправления

Внастоящеевремявомногихзарубежныхстранахрастетдецентрализациягосударственногоуправления,егорегионализация.Наиболееважнымэлементоморганизацииуправлениярегиональнымразвитиемявляютсяотношения«центр–регион».Онивомногомобуславливаютотличительныекачестварегиональнойполитики,атакжеприменениеинструментовиметодовуправления[3].

Приэтомможновыделитьследующиепринципиальныеположенияиметодыпроведениярегиональнойполитикивразвитыхстранахмира:

–региональнаяполитикаявляетсясоставнойчастьюнациональнойстратегииустойчивогосоциально-экономическогоразвитиястраны;

–наличиеспециальныхрегиональныхпрограммпоразвитиюпромышленности,транспорта,сферыуслугидругихсферэкономики,отсталыхрегионов;

–разработкаспециальныхэкономических,организационныхипроизводственныхмеханизмов,обеспечивающихустойчивоеразвитиетогоилииногорегиона.

Кчислуобязательныхтребований,которыедолжныбытьреализованывусловияхустойчивойэкономикирегиона,следуетотнести:

–увеличениечисленностинаселения;

–развитиесистемыместногосамоуправления;

–развитиемалогопредпринимательства;

–развитиесферыуслуг;

–повышениепрофессиональногоиобщеобразовательногоуровнянаселения;

–развитиенациональнойкультуры;

–исключениемежнациональныхконфликтов.

Переходнауровеньустойчивогоразвитияпотребуетустранитьтакиенегативныетенденцииифакторывэкономикерегиона,как:

–низкийуровеньдоходовзначительнойчастинаселения;

–наличиебезработных;

–низкиеобъемывыпускаемойпромышленнойисельскохозяйственнойпродукциииеенизкуюконкурентоспособность;

–финансовуюнесостоятельностьмногихпредприятий;

–дотационностьсубъектов.

Такимобразом,междуцентральнымправительствомирегионамивозникаютэкономическиеотношения,которыевнаиболееконцентрированномвидеотражаютсявразделенииполномочийвэкономическойсферемеждуправительствомирегиональнымивластями,ворганизациибюджетнойсистемы,атакжевгосударственнойрегиональнойэкономическойполитике[4].

Однимизключевыхмоментоввуправлениирегионамизарубежныхстрантакжеявляетсярешениевопросовразмещенияпроизводстваисогласованиеэтихрешенийснаселениемрегиона.Эффективностьприродоохранныхмероприятийврегионеподтверждаетсястатистическимиданнымиобувеличениисрокажизнинаселения,улучшениеприродныхусловийсуществования[5].


1.2.ИсторияформированияРПБразилии

НеобходимостьпроведенияполитикивсферерегиональногоразвитиясталасерьезнорассматриватьсяправительствомБразилиитольковХХвеке.С1960РПБразилиипоследовательнопрошлатриэтапа.

Первыйэтап(1960-е–1980-егоды):основнымнаправлениемрегиональнойполитикибылопредоставлениевенчурногокапиталадляфинансированияновыхинвестицийвбедныхрегионах.

Правительствосоздалотрирегиональныхфондавенчурногокапиталадляфинансированияновыхинвестицийвтрехбеднейшихрегионахстраны–Северном,Северо-восточномиЦентрально-западном.Средствамиэтихфондовуправлялитрирегиональныхагентстваразвития–поодномувкаждомбедномрегионе(СУДАМ,СУДЕНЕиСУДЕКО).Всвоейполитикеэтирегиональныеагентстваучитывалитакжепредложениягубернаторовштатов.Этифондыисоответствующаярегиональнаяполитиканеплохоработаливплотьдосередины1980-хгодов.В1990-егодырегиональныеагентстваразвитиябылипостепенноликвидированы,афондывенчурногокапиталаупразднены.

Второйэтап(1988-2003гг.):региональнаяполитикапредусматривалапредоставлениесубсидированныхкредитовчастнымпредприятиямиувеличениеденежныхвыплатбедномунаселению.

ВсоответствиисКонституциейБразилиибылисозданытриновыхрегиональныхфондафинансовойподдержки(ФНЕ,ФНОиФСО)иразработанымногочисленныепрограммы,предусматривавшиевыплатуденежныхпособийнаселению.ЭтифондысталипредоставлятьсубсидированныекредитыдляфинансированияинвестицийвСеверном,Северо-восточномиЦентрально-западномрегионах.Государствопостепенноувеличивалоденежныевыплатыбедномунаселению–сельскимработникамипожилымлюдям.

Третийэтап(2006-2008гг.):разработкановойрегиональнойполитики.

ВтечениепрезидентскогосрокаЛуишаИнасиуЛуладаСилва(2003-2010гг.)правительстворешиловозродитьрегиональныеагентстваразвития.Однакоэторешениедосихпорневыполнено.Законосозданииагентстврегиональногоразвитиябылутвержденвконце2006г.,однакоправительствоналожиловетонамногиеинновации,одобренныеСенатом,включаяформированиеновогофондавенчурногокапиталадляфинансированияважныхинвестиционныхпроектоввСеверном,Северо-восточномиЦентрально-западномрегионахБразилии.

СейчасвСенатеобсуждаетсяналоговаяреформа,котораядолжнаограничитьдляштатовстимулыкпривлечениюновыхинвестиций.Однакоформированиеполитическойкоалиции,необходимойдляутвержденияналоговойреформы,будетзависетьоттвердостинамеренийфедеральногоправительствавчастипредоставлениясредствдляфинансированиярегиональногоразвития.Несмотрянанедавнеевозрождениерегиональныхагентствразвития,принятиереальноработающихзаконовслишкоммалоделаетсянасамомделе.Необходимореальноеосуществлениеновыхидей,заложенныхвзаконе,которыйбылодобренСенатом[6].

1.3.ПравовыеосновыРПБразилии

Стабильноеразвитиерегионовинадежноефункционированиесистем«центр–регионы»вразвитыхстранахвомногомопределяютсячеткимразделениемпредметовведениямеждуцентральной,региональнойимуниципальнойвластями,отлаженнойсистемойбюджетногофедерализма,применениемразнообразныхформиинструментовгосударственногорегулирования.Большоезначениеимеетизучениепрактикипоследовательнойкорректировкиправовыхоснов,институциональныхструктуриэкономическихмеханизмоввсоответствиисменяющимисяситуациями[7].

Бразилия–этофедеративнаяреспублика,административноразделённаяна26штатовиФедеральныйокруг.Правительствоштатовимеетсхожуюсфедеральнымправительствомструктуруипользуетсявсемиполномочиями(закреплённымииихсобственныхКонституциях),заисключениемтех,которыеотносятсяккомпетенциифедеральногоправительстваиливходятвфункцииМуниципальныхсоветов.Главойисполнительнойвластиштатовявляетсягубернатор,избираемыйпрямымголосованиемнасрок4года.Законодательнаяассамблеяисудебнаявластьштатоввыстраиваютсяпофедеральнойсхеме.Юрисдикцияпоследнейчёткоопределенастем,чтобыизбежатьвозникновенияконфликтовсфедеральнымисудами.Главойисполнительнойвластимуниципалитетовявляетсямэр,такжеизбираемыйпрямымголосованиемначетырегода.НазаконодательномуровнеинтересынаселениямуниципалитетовпредставляютПалатыдепутатов.Помимоэтогосуществуютболее4400Муниципальныхсоветов,пользующихсяавтономиейврешенииместныхвопросов.Муниципальныесоветыдействуютврамках,установленныхОсновнымзакономомуниципалитетах.

Институтфедеральноговмешательства,которыйраспространёнвзаконодательствебольшинствафедерациймира,вБразилиирасписанвесьмаподробно:«РеспубликанеможетвмешиватьсявделаШтатовилиФедеральногоокругазаисключениемслучаев:

1.Сохраненияцелостностигосударства;

2.ИностраннойинтервенцииилиинтервенцииодногосубъектаФедерациивдругой;

3.Серьёзногонарушенияобщественногопорядка;

4.ОбеспечениясвободнойдеятельностиветвейвластивсубъектахФедерации;

5.РеорганизациифинансовсубъектаФедерации,который:а)прекратилплатежиконсолидированногодолгазаболеечемдвапоследовательныхгода,заисключениемслучаевфорсмажорныхобстоятельств…;

6.Обеспечениядействияфедеральногозакона,судебногоордераилисудебногорешения;

7.Обеспеченияследующихконституционныхпринципов:а)республиканскойформыправления,представительнойсистемыидемократическогопорядка;б)правчеловека;в)муниципальнойавтономии;г)отчётностьправительства.»

1.4.ХарактерныечертыРПБразилии

ВнастоящеевремяБразилияподразделяетсяна5крупныхэкономическихрегионов(называемыхтакжемакрорегионами).ЭтоделениебыловведеноБразильскиминститутомгеографииистатистикииоснованонаобщностиприродных,культурных,экономических,историческихисоциальныхусловийвштатах,входящихвэтирегионы.Несмотрянанекоторуюусловностьиневысокуюточностьснаучнойточкизрения,этоделениепостоянноиспользуетсявофициальныхданных,ипоэтомуимеетдостаточноширокоераспространение.

Север,включающийобширныйбассейнАмазонки,занимает45%площадистраны,приэтомвнемпроживаетоколо7%отобщегонаселениястраны.Несмотрянаналичиенесколькихпромышленныхочагов,преобладаетсельскоехозяйство,особенновозделываниесахарноготростника,хлопчатникаикакао,атакжеживотноводство.

Северо-Восток(18%площадии29%населениястраны)–густонаселенныйсельскохозяйственныйрайон,специализирующийсянавыращиваниисахарноготростника.Являетсякурортнымцентром,поэтомуосновноезанятиенаселения–туристическийсервис.

Юго-Восток(11%площади)–самыйразвитыйрайон,производящийболее80%промышленнойпродукцииБразилиииявляющийсяделовымцентромстраны.ВысокоразвитыевпромышленномотношенииобластивокруггородовСан-Пауло,Рио-де-ЖанейроиБело-ОризонтесоставляютглавныйэкономическийстерженьБразилии.Вэтомрайонесконцентрированазначительнаячастьнаселениястраны(43%населения).Областьбогатаполезнымиископаемыми,аеесельскоехозяйство,самоепередовоевстране,поставляеткофеизерновыекультурынаэкспорт,атакжепроизводитбóльшуючастькофе,соевыхбобов,свежихипереработанныхпродукты,молоко,сахаримясодлявнутреннегопотребления.ВструктуребразильскогоВВПнадолююго-востокаприходится58%.Сан-Пауло–крупнейшийпромышленныйцентрБразилии,гдепроизводится37%ВВП.Сан-Паулонередконазываютлокомотивом,которыйтянетвсюэкономикуБразилии.

Юг(7%площадии15%населения)–важныйсельскохозяйственныйрайон,производящийрис,пшеницу,соевыебобы,виноимясо.Здесьтакженаходятсябыстроразвивающиесяпромышленныецентры.ЭтотакжевысокоразвитыйрайонБразилии,гдесохраняетсяздоровоеравновесиемеждусельскимхозяйствомипромышленнымсектором.Нарасстояниименее20км.нарекеПарана,разделяющейБразилиюиПарагвай,находитсякрупнаяГЭСИтайпу.

ВрайонеЦентро-Запад(19%площадии7%населения)ведущаяотрасль–сельскоехозяйствоспреобладаниемживотноводства;вотдельныхместностяхвозделываютсоевыебобы,рисидругиекультуры.Здесьвсеещемногомалонаселенныхрайонов.Хотядосихпорэтоодинизсамыхизолированныхрайоновстраны,закороткоевремяздесьотмеченстремительныйростсельскохозяйственногопроизводстваипоявлениеновыхотраслейпромышленности.Вэтомрайоненаходитсястолицастраны–Бразилиа,основаннаяв1960году.Специальнодляиндейскихплемен,которыетрадиционнопроживалинаэтойтерритории,федеральноеправительствовыделилообширныеучасткиземлиподрезервации.

Бразилияимеетогромныйгидроэнергетическийпотенциал.Энергетикана99%основананаГЭС.Гидроресурсырасположенынеравномерно–более70%ихсосредоточенонасеверестраныитолько12%–наюго-востоке.ВБразилиинаходитсякрупнейшаявмиреГЭСИтайпу.В2005годувыработано546млрд.кВт·ч.ВсфереэнергетикиБразилияразвиваетальтернативныеисточники.Этанол,которыйужеболее30летприводитвдвижениеавтомобиливБразилии,готовстатькрупнымэнергетическим"предметомпотребления"вмировоммасштабе.

ВЫВОДЫ

Бразилия–вмерудецентрализованнаястрана.Уадминистративно-территориальныхединиц(штатов)естьсобственныеКонституацииидовольномногополномочий,причемвластныеполномочиячеткоразделенымеждуЦентромирегионами.

Экспансиямировойэкономики,начавшаясявXVIвеке,успешнопревратиласеверо-восток,Минас-Жераис,север,центр-юг(Рио-де-Жанейро,Сан-ПаулуиПарана)вэкспортныеэкономики,включивихвструктуруиразвитиемировойкапиталистическойсистемы.Каждыйизэтихрегионовпережилто,чтоможнобылобыназватьэкономическимразвитиемвовремязолотоговекакаждогоизних.Ноэтобылосателлитноеразвитие,котороенебылонисамопорождающимся,нисамоподдерживающимся.Когдарынокилипроизводствовпервыхтрехрегионахтерпеликрах,зарубежнаяивнутренняяэкономическаязаинтересованностьвнемпадали,иимоставалосьлишьразвиватьнеразвитость,вкоторойониживутсегодня.

ТерриторияБразилииразделенанапятьрегионов.Дварегиона–СеверныйиСеверо-восточный–по-прежнемузначительноотстаютотобщенациональногосреднегоуровняпопоказателямсоциально-экономическогоразвития.НадолюЮго-восточногорегиона,гдепроживают42%населениястраны,приходится58%ВВПБразилии,втовремякаквкладСеверо-восточногорегиона,гдепроживают28%населения,составляетвсеголишь13%.

Около50летназадбеднымрегиономтакжесчиталсяЦентро-запад,однакополитикаразвитияэтогорегионапринесласвоиплоды,внастоящеевремяэтотрайонпроизводит,поразнымоценкам.

ПоследниедвагодаРПБразилиинаходитсявподвешенномсостоянии.ПравительствообновляетРП,нопереходнановуюРПещенесостоялся.


Глава2.СферыРПБразилии

2.1.Региональнаяэкономическаяполитика

Сначала90хгодовкраеугольнымкамнемполитики,проводимойправительством,являетсяпроведениеэкономическихреформ,направленныхнаснятиеторговыхбарьеров,появлениеоткрытойэкономикиипоощрениеразвитияэкспортабразильскихтоваров,приватизацияиндустриальныхпредприятий,атакжепрофедениереформсоциальногообеспечениясцельюрешенияпроблембедностииформированиясреднегокласса[8].

Автомобильныедороги,хотяиявляютсясамымипротяженнымивЛатинскойАмерикеиперевозятбольшуючастьпассажиров,неотвечаютпотребностямстраны,ктомужеонинеравномернораспределеныпотерриториистраны.Вразвитиивнешнеторговыхсвязейисключительнуюрольиграютморской(98%всехвнешнеторговыхгрузов)иавиационныйтранспорт.ВсферемежрегиональнойинфраструктурыРПБразилиинедостаточноэффективна.Изимеющихся1751868кмдорогтолько96353км(5%)имеюттвердоепокрытие[9].Из-занеудовлетворительногосостояниядорогпоследниегодымноговниманияуделяетсястроительствуновыхиулучшениюкачестваимеющихся[10].

Втерриториальнойструктурехозяйстваярковыраженсдвигразмещенияхозяйстваинаселенияназапад,вприокеаническуючасть,гдерасположен«индустриальныйтреугольник»Бразилии–районмеждугородамиРио-де-ЖанейроиБелу-Оризонти,характеризующийсявысокойплотностьюнаселенияинаиболеевысокоразвитойпромышленностью.

ОсвоениеАмазонии(3/5площади)–главнаязадачапроведениярегиональнойполитикивЦентро-западе,сэтойцельювэтомрегионев1960годубылапостроенановаястолица–Бразилиа.В1970-хгодахбылосооруженоТрансамазонскоешоссе(длина–5,5тыс.км.),способствующеезаселениюиосвоениюАмазонии.Активныедействияпоразвитиюрегионадалисвоирезультатыисейчасэтоуспешныйвэкономическомотношениирегион.

МногиеземлирайонаСеверо-востока,вкоторомпроживаютпочти30%населенияБразилии,подверженыхроническойзасухе.Междутем,здесьскрытыогромныеэкономическиевозможности,например,производствонефтепродуктов[11].ПрисодействииУправленияпоразвитиюСеверо-востокафедеральноеправительствоуделяетособоевниманиеэтомурайону,выделяянаегоразвитиезначительныефинансовыесредства.Осуществлениеэтойполитикиужедалоуспешныерезультаты.

Бразилиязанимаетсяиукреплениемсвязеймеждусобственнымичастями.Вчастности,большоевниманиеуделяетсяулучшениюинфраструктуры,повышениюкачестваавтодорогмеждурегионамиивнутри.ПосравнениюсРоссиейсубъектыфедерацииБразилиигораздолучшесвязанымеждусобойтакимилиниямикоммуникациикакрегулярныерейсыавиакомпаний.

Врамкахдецентрализацииуправлениярасширеныполномочияштатовиместногосамоуправления.Ониимеютправонепосредственногосбораряданалоговиполучения47%поступленийотсбораподоходногоналога,атакженалоганапромышленныеизделия.

УспешнопроводитсяРПвсфересельскогохозяйства.Толькозадесятилетиес1990по2000годыростурожаясоставилболее45%.Такойростполучен,впервуюочередь,засчетростапроизводительноститруда,преждевсегопотакимкультурам,какрис,фасоль,сояизерновые[12].

Втечениепоследнихдвухдесятилетийпостояннопонижаетсяуровеньбедностивстране.В1990-ыегодыэтипеременыпроисходилиглавнымобразомблагодаря«реальномуплану»Кардозу,проведенномувжизньв1994году,когдаонещебылминистромфинансов(припрезидентеИтамареФранку).Борясьсэкономическимхаосомигалопирующейинфляцией,Кардозуввелвобращениеновуюденежнуюединицу–реал,которыйбылпривязанкамериканскомудолларуиискусственно«зажат»вминимальномкоридореколебаний.Инфляция,достигавшаяранее2000%вгод,упаладовеличины,непревышающей10%,иоздоровительныйэффектэтогопадениясразужепочувствовалавсястрана[13].С2003года«эстафету»борьбысбедностьюпринялновыйпрезидентБразилииЛуишаИнасиуЛуладаСилва.

2.2.Региональнаяполитикавсоциальнойсфере

Основнойцельюсоциальнойрегиональнойполитикидолжноявлятьсяповышениеуровняикачестважизнинаселениявэкономическиболеебедныхрайонах.ТрудовыересурсыБразилииоцениваютсяв92млнчеловек,чтосоставляетоколо50%населениястраны.Приэтомженщинысоставляют35%рабочейсилы.Вавгусте2006г,официальнозарегистрированныйуровеньбезработицысоставил10,7%.УровеньподготовкирабочейсилывБразилииневысокий,12%населениянеграмотны.Начальнуюшколузакончили97%рабочейсилы,среднюю–75%,высшую–21%.

С2003по2006год8млнбразильцевпересталижитьзачертойбедности[14].

Глубокиеперемены,происшедшиевБразилиивпоследниедесятилетия,вомногомобъясняютсяееэкономическимростом.Всередине1960-хгодовэтобылапопреимуществусельскаястранаснизкойсреднейпродолжительностьюжизни,огромнымисемьями,невысокимгодовымдоходомнадушунаселенияивысокимуровнемнеграмотности.КконцуХХвекаэкономикаБразилии,населениекоторойтогдасоставлялоболее160миллионовчеловек(в2007годуужеоколо180миллионов),сталаоднойизкрупнейшихвмире,агодовойдоходнадушунаселенияпревысил5000долларов.Резкосократиласьчисленностьсреднейбразильскойсемьи–отшестидетейнасемьюв1970-егодыдо2,5всередине1990-х.Соотношениесельскогоигородскогонаселенияизменилосьвпользупоследнего.В1970-егодыбразильцывладелидвумямиллионамиавтомобилейичетырьмямиллионамителевизоров;теперьэтицифрысоставляют26и31миллионсоответственно.Детскаясмертностьзаэтотжепериодснизиласьсо118до17накаждуютысячу,значительновозрослочислограмотныхбразильцев.

Нодажевсередине1990-хгодовзачертойбедностижилапочтичетвертьнаселениястраны(23%).В2008годуэтотпоказательснизилсядо15%,чтопрезидентБразилииобъясняетуспехамисвоейполитики,ориентированнойнаснижениебедностивстране.Многиелюди,ещенедавнопринадлежавшиекнизамобщества,постепенноперемещаютсявформирующийсясреднийкласс.

УровеньбезработицывБразилиивэтомгодуснизилсяпосравнениюспредыдущимигодамиив2008году,попрогнозам,составит7,7%.БезработноенаселениевБразилиинасчитываетпорядка1.8млн.человек.Работающеенаселение21.7млн.человек.Отношениеработающегонаселениякобщейчисленностинаселениястранысоставляет52.6%.Количествоработниковспостояннымиконтрактамисоставляетпорядка9,5млн.человек.

2.3.Региональныеаспектынационально-этническихотношений

Вобразованиибразильскойнацииглавнуюрольсыгралитрирасы.Происходилопоследовательноесмешениеместныхжителей(туземцев)спотокамиевропейцев(восновном,португальцев)иафриканцев(большейчастьюсзападногопобережьяюжнееСахары).

ВXVIвекетерриториюсовременнойБразилиинаселялисотнииндейскихплемен,которыепредставлялиединуюрасу,ноговорилинаразныхязыкахиимелиразличнуюкультуру.Представителиязыковойгруппытупи-гуарани,проживавшиенапобережьеивблизинего,заключалибракиспортугальскимиколонизаторами.Сдругойстороны,племена,изъяснявшиесянадругихязыках(Ge,AruaqиKarib),ипроживавшиевглубинестраны,неспешилиустанавливатьсвязьс«иноземцами».ВнастоящеевремявБразилиинасчитывается200индейскихплемен,говорящихна180различныхязыках.

ВсерединеXVIвекавБразилиюбылизавезенывкачестверабовнаплантацияхсахарноготростника,апозднее–назолотыхиалмазныхприискахикофейныхплантациях,африканцы,относящиесякэтническойгруппеБантуисуданцыизэтническойгруппыЙоруба(жившиенатерриториисовременныхНигериииБенина).Процессинтеграции,начатыйевропейцамиииндейцами,охватилинегров-рабов.

СмешениераспроисходилосначалаоткрытияБразилиивконцеXVвека,ивэтотпроцессвовлекалосьвсебольшеечислоиммигрантовсовсегосвета.ДляБразилииПортугалияоставаласьважнейшиммиграционнымисточником,занейследовалиИталияиЛиван.ВпервойполовинеХХвека,врезультатеIIМировойвойныиподвлияниемэкономическихпроблем,вБразилиюхлынулпотокиммигрантовизЯпонии,которыепродолжалиприезжатьсюдаивпоследствии,ссамогоначалавстретивтеплыйприем.К1969годувБразилиинасчитывалось274.312японцев.ВнастоящеевремяобщинаяпонскихиммигрантоввБразилииявляетсякрупнейшейвмире.

Проблеманациональнойидентификациибразильскогонарода–проблемачрезвычайносложная,таккакБразилия–это,преждевсего,странаиммигрантовиопределитьидентичностьпосредствомдолгогообщегогероическогопрошлогоилижечерезэтническогоединство,непредставляетсявозможным.КакпишетбразильскийписательиантропологДарсиРибейру,бразильцы–это«потомкиколонистовпрошлогоинедавнихиммигрантов»,добавляя,чтоприэтом«бразильцыдумают,чувствуютиведутсебякакодиннарод,принадлежащейоднойитойжеэтническойгруппе»[15].Бразильскаянация,внекоторомсмысле,сходнаснациейСША,котораяявляетсяяркимпримеромнации,сконструированнойлишьпутемсоциальнойкоммуникации,иважнойсоцио-культурнойтенденциейздесьявляетсяпостоянныйпоискфакторов,способныхсплотитьобщество.

Вбольшинствебразильскихисследований,посвященныхформированиюбразильскогообществаестьидеябразильскойнациикаксмешениякультур[16],вомногихизнихподчеркиваетсятакжетотпозитивныйрезультат,которыйдаетподобноесмешение,это,внекоторыхтеориях–моральноеравенствовсехлюдей,вдругих–признаниекультурныхособенностейразныхгрупп.

Борьбазакультурноепризнаниесменяетсяборьбойзасоциальноеравенство,итакимобразомбразильскоеобществонаходитсявпостояннойборьбезасправедливость,чтовомногомиспользуетсяполитическимиэлитамидлядостижениясвоихцелей.

В1980-хгодахсталслышенголоснациональныхменьшинств,продолжавшихвеститяжелуюборьбузавыживаниеиотчаянносопротивлятьсянатискувнешнегомира,которыйугрожалразрушитьпоследниеочагиихобитаниявбассейнеАмазонки.Опираясьнаподдержкузарубежныхучреждений,преждевсегомеждународнойорганизации«Завыживание»(Кембридж,Массачусетс),племенакайапоиксавантеактивнонастаивалинапризнаниисвоихзаконныхправитребовализащититьихотстарательскихартелей,которыевторгалисьвтропическиелесаиотравлялирекисмертоноснымиртутнымиотходами.ЛидерплемениксавантеМариуЖарунабылизбрандепутатомфедеральногопарламента,представителькайапоАйлтонКремакприобрелширокуюизвестностьвБразилииивмеждународныхправозащитныхорганизациях.

Прошлигоды,исновапоявляетсяидеяпризнанияиндейскойкультурыкакважнейшей,еслинеосновнойчастибразильскойидентичности.Внастоящеевремяиндейцыпроживаютнаобширныхземляхобщейплощадью850.000кв.км,составляющих10%территорииБразилии.Этиземлибылизакрепленызаиндейцамифедеральнымправительствомстраныстем,чтобытамонимоглисохранитьсвойпривычныйобразжизни.

Возможно,самойзначительнойгруппой,обретающейвпоследнеевремяполитическийголос,являютсябразильскиенегры(«афробразильцы»).Напротяжениивсейисториистраныразнообразныеверованиянегров,ихкультуранеизменнонакладывалиглубокийотпечатокнабразильскоеобщество,новкоридорахвласти,гдегосподствовалабелаяэлита,досамогонедавнеговременисниминиктонесчитался.Лишьв1996годубылизбранпервыйчерныймэрСан-Паулу–ЦельзуПитта;итогдажепрезидентКардозуназначилминистромспортавсвоемкабинетевеличайшегобразильскогофутболистаЭдсонаАрантисадуНасименту,известногововсеммирекакПеле.Новыйвице-губернаторРио-де-ЖанейроБенедитадаСильватоженегритянка,родившаясяводномизтрущобныхпригородовРио,такназываемыхфавелах.Померетогокакафробразильцыподнимаютсяпосоциальнойлестнице,перемещаясьвсреднийкласс,черныелицавсечащемелькаютврекламныхроликахинастраницахгазет.

Расовоесамоопределение–довольносложныйвопросприменительнокБразилии,гдетрадиционнопризнавалосьсуществованиеоченьширокогодиапазонапромежуточныхкатегориймеждучернойибелойрасой.Количество«афробразильцев»пооценкам,опирающимсянаопределение,принятоевСША,гдекэтойкатегорииотносятвсех,ктоимеетафроамериканскихпредков,составляет120миллионов,апоофициальнымданнымбразильскойпереписи1991года«черными»(pretos)считаютсятолькосемьмиллионовжителейстраны,а62миллионаквалифицируютсякак"коричневые"(pardos).Бразильскийкритерийпринципиальноотличаетсяотамериканского:чернымздесьсчитаетсятолькотот,ктонеимеетсредипредковниодногобелого.Отметим,чтопоколичествуввезенныхафриканскихрабовБразилиябылалидеромсредистранЗападногополушария.


Выводы

Местныеправительствасмогутвнестивкладвместноеразвитие,еслиимудастсяполучитьсредствадляфинансированияобразованияиздравоохраненияипривлечьновыеинвестиции.Нокакимбыхорошимнибыломестноеправительство,бедномуштатупотребуетсяпомощьсостороныфедеральногоправительства,чтобыстимулироватьразвитие.

СовременныеполитикиБразилиируководствуютсяидеейотом,чтосовременнаярегиональнаяполитикапредусматриваетинвестициивнаселениебедныхрегионов(здравоохранениеиобразование),увеличениеобъемаинвестицийвинфраструктуру,атакжепредоставлениесубсидированныхкредитовдляфинансированияновыхинвестиций.

РайоныссамыминизкимипоказателяминаходятсявСеверномиСеверо-восточномрегионах.Ивпрошлыегоды,ивнастоящеевремяРПБразилиинаправленанаразвитиеотстающихрегионов,стремитсясократитьразрыввуровняхсоциальногоиэкономическогоразвитиязасчет«подтягивания»болееслабых.БлагодарявозможностипереработкинефтепродуктовСеверо-востокимеетпотенциальнооченьвысокиевозможностиэкономическогоростаиразвития,поэтомуфедеральноеправительствоуделяетособоевниманиеэтомурайону,выделяянаегоразвитиезначительныефинансовыесредства.Осуществлениеэтойполитикиужедалоуспешныерезультаты,выраженныевростеуровняжизнинаселения,ростедолеВВП,приходящегосянаданныйрайон.ГлавнойзадачейразвитияЦентро-западавовторойполовинеХХвекабылоосвоениеАмазонии(3/5площадистраны),дляэтогобыладажепостроенановаястолица–Бразилиа.Внастоящеевремярегиондавноужеперешелизразрядабедныхвразряд«экономическиположительных»иуспешноразвивается.

Экономическиепоказателивцеломподвумдругимотсталымрегионампоказываютулучшение,хотяиненажелаемомвысокомуровне.Темпыинфляциис2004по2007годысократилисьвдвое(с7,6%до4%),экономикаБразилиидокризиса2008представляласобойяркийпримеруспешногоразвитияибыстрогоэкономическогоростастраны[17].С2003по2006год8млнбразильцевпересталижитьзачертойбедности,чтоявляетсявцеломположительнымпоказателем(ещебольшелюдейосталисьзаэтойчертой,ноестьбольшаянадежданаскорейшееулучшениеэтойситуации).Болеетого,средняяпродолжительностьжизнивних,котораянеменяласьс1940-хгодовпрошлоговекаисоставляла46лет,ссередины1990-хгодовсталарасти.Итеперьэтотпоказательдостиг70лет[18].


Глава3.ПроблемысовременнойРПБразилиииперспективыихрешения

3.1.Социальноенеравенствоинесовершенствосоциальнойполитики

ГлавнаяпроблемаБразилии,сдерживающаяееэкономическийростизатрудняющаяпрогрессвобластиобразованияинауки,–вопиющеесоциальноенеравенство.

Ресурсозависимыестраны,ккоторымотноситсяиБразилия,сталкиваютсясомногимисоциальнымипроблемами.Однойизглавныхпроблемявляетсяростсоциальногонеравенства,проявлениемкоторогоявляетсянеравенствораспределениядоходовиповышениеуровнябедности.Вотношениибедностисуществуетединодушноемнениеэкономистовиполитиков,чтоэтозло,иснейнеобходимобороться.Вотношениивыравниванияраспределенияматериальныхблагстольединодушногомнениянет.Считается,чтонеравенствовдоходахслужитстимуломдляэкономическойактивностииявляетсядвижущейсилойразвитияэкономики.Сдругойстороны,эмпирическиеисследованиясвидетельствуют:чемвышеуровеньнеравенствараспределениядоходов,измеряемый,например,коэффициентомДжини(коэффициент,которыйпоказываетстепеньотклоненияфактическогораспределениядоходовнаселенияотидеальноравномерногораспределения),темнижетемпыэкономическогороста[19].

Исследованиянеравенствапоказали,чтопоказатели«социальногоздоровья»хужевстранах,гдебольшенеравенствовдоходах[20].В2004г.индексразвитиячеловекавБразилиисоставил0,792,чтосоответствует69местувмире.Обострениюсоциальнойобстановкиспособствуетиформараспределениянациональногодохода.

Врезультатевозросшейсоциальнойнапряженностинекоторыестраны,средикоторыхиБразилия,теперьтратятна«социальнуювойну»большесредств,чемнаоборонустраны.Бразилиярасходует2%ВВПнавооруженныесилыиболее10,6%назащитубогатыхототчаяниябедных[21].

Длякомпенсациинеравномерностираспределениядоходовмногиеисследователипредлагаютпроведениеэффективнойгосударственнойперераспределительнойполитикиимеры,направленныенасовершенствованиекредитногорынка.Государственнаяперераспределительнаяполитикапринесовершенномкредитномрынкеобычноподразумеваетналогообложениеиндивидуумовсвысокимуровнемдоходовисубсидированиеизполученныхсредствмалообеспеченных,ноболеепроизводительныхчленовобществадляпредоставленияимдополнительныхвозможностей.Примеромявляетсягосударственнаяобразовательнаяполитика,позволяющаяустранитьнеравныевозможностивполученииобразования.Присовершенномкредитномрынкенеравенствовраспределениидоходовистартовыхвозможностяхустраняетсядоступностьюпроизводственныхиобразовательныхкредитов.Потребностивгосударственномперераспределениивэтомслучаеневозникает.Какводном,такивдругомслучаяхраспределениестановитсяболееравномерным,асовокупныеинвестициивозрастают,чтоприводиткувеличениютемповэкономическогороста.

Уровеньурбанизациивысокисоставляет84%.Приэтом15%населения(около30млнчеловек)проживаетзачертойбедности.ВсоставенаселенияБразилиипреобладаетмолодежь,иэтимобъясняютсявысокиетемпырождаемости.Хотякоэффициентфертильностивсельскихрайонахгораздоболеевысокий,населениегородоврастетисключительнобыстрымитемпамивследствиезначительногопритоканаселенияизсельскихместностей.ПереселениекрестьянвгородасталобольшойпроблемойБразилии.Посколькутакиесоциальныеуслуги,какшкольноеобразование,здравоохранение,жилищноестроительство,энергообеспечение,транспортисвязь,давноуженеудовлетворяютзапросынаселениястраны,вусловияхбыстрогоростанаселенияэтотразрывспособенещебольшеуглубиться.

ДетскийтрудвБразилии–этопечальныйфактжизни.Тамработаетпримерночетыремиллионадетейввозрастеот5до17лет.ПооценкамДетскогофондаООН(ЮНИСЕФ),посостояниюна2003годатрудовойдеятельностьюзанималосьпримерно7%бразильскихдетейввозрастеот5до14лет[22].Начинаясдевяностыхгодовпрошлоговека,Бразилияприлагаетсогласованныеусилияпоискоренениюдетскоготруда.Вцелом,хотяБразилиянеискорениладетскийтруд,онадостиглазначительныхуспеховвборьбесэтимявлением.ОбщественностьБразилииприверженапродолжениюборьбысэтимявлением.

3.2.Неравномерноеразвитиерегионов

РайоныссамыминизкимипоказателяминаходятсявСеверномиСеверо-восточномрегионах.ОбъемВВПнадушунаселениявСеверо-восточномрегионесоставляет47%отсреднегопоказателяпостране,авСеверномрегионе–66%(табл.1.).ЭтидварегионахарактеризуютсясамымвысокимуровнембедностивБразилии.

Табл.1.МежрегиональноенеравенствовБразилии

Регион

Ввп,2005г.

Население,2007г.

Ввпнадушунаселения,2005г.

%неграмотногонаселения,2006г.*

Северный

4,6

7,9

62

15,6

Северо-восточный

13,1

28,0

47

24,6

Юго-восточный

57,8

42,3

133

7,5

Южный

17,6

14,5

113

7,0

Центрально-западный

7,0

7,2

125

9,7

Бразилиявцелом

100,0

100,0

100

12,8

ВэтихусловияхмеждубразильскимиштатамивозниклаостраяконкуренциязапривлечениеинвестицийизЮжногоиЮго-восточногорегионовБразилии.

Правительстваштатовсталипредоставлятьналоговыельготызасчетсобственныхдоходов,чтобыпривлечьновыеинвестицииизЮжногоиЮго-восточногорегионовБразилии–«Фискальныевойны».

Денежныевыплатыбылиосновнымнаправлениембразильскойрегиональнойполитикив1990-егоды.Некоторыеэкономистыназывалитакуюполитику«ростомнепродуктивнойэкономики».

3.3.ЭкологическиепроблемыБразилии

ВБразилиисуществуетцелыйрядпроблем,связанныхссоциальнымииэкологическимиаспектамиееразвития.Этипроблемывозниклиотчастиблагодаряактивномуэкономическомуростуиразвитиюстраны,входекоторогонедостаточноевниманиеуделялосьэкологическойстороне.Этопроблемы:вырубкалесов,загрязнениеокружающейсредыинехваткаводныхресурсов.

Бразилияв2004годузанесенавновоеизданиеКнигирекордовГиннессакакмировойлидерпоуничтожениюлесов,главнымобразомвАмазонии.Тропическиелесаэтогорегионанаходятсяподугрозойиз-занелегальнойвырубкиисельскохозяйственныхначинаний.Толькосиюля2004поавгуст2005годабыловырубленопочти19000квадратныхметровлесов.Ав2003годубыловырублено600тысячгектаровлеса.ЕжегодновБразилиивырубается22,3тыс.кв.км.лесонасаждений.Амазонияужепотеряла17%своейтерритории,котораяизначальносоставляла4,9млн.кв.км.Запоследниеполвекауничтожены615тыс.кв.км.амазонскихтропическихлесов.Причинывырубкилесонасажденийимеютэкономическуюоснову:строительствотрансконтинентальнойавтодорогивдольвсейАмазонки,насаждениеземельсоей.Вырубкалесовнесетзасобойидругиепроблемы,такиекакзагрязнениевоздуха.АмазонияпреимущественноотноситсякСеверномурегионустраны.Быстроеухудшениеприроды–платазаэкономическоеразвитиерегиона.

Восновномзагрязнениеокружающейсредыгородовпроисходитотрастущейурбанизации.ВБразилиивысокиетемпыурбанизации,еслив90-егодычисленностьгорожансоставляла66%,тов2005уже80%.

Глобальнаятенденцияуменьшениязапасовводыявиласьследствиемеебесконтрольногоиспользования.Тотфакт,чтостранарасполагает8%питьевойводывсегомира,ещенеявляетсяпреимуществом.Всезависитотсамойстраны.ВодыБразилииснедавнеговременинесуществуютпараллельновнесколькихизмеренияхкакматериалдляпроизводстваэнергии,ирригации,оздоровленияокружающейсреды,навигацииит.д.Внекоторыхрайонахстранысуществуетреальнаянехваткаводныхресурсов.ПоэтомуповодуправительствостраныдажесобираетсяразвернутьрекуСан-Франсиско.СогласноутвержденномуправительствомпроектуповоротаоднойизкрупнейшихрекБразилии,планируетсяизменитьееруслоинаправитьдваискусственныхрукававтрадиционнозасушливыерайонысеверо-восточныхтерриторий.Этопозволитперенаправлятьдо26тыс.литровводывсекундудляснабжения12млн.жителейтакогоштатакакПернамбуку.


ВЫВОДЫ

ВначалеXXIвекаБразилияявляетсяотносительноразвитойибыстроразвивающейсяновойиндустриальнойдержавойсразвитойотраслевойструктурой.Онаиграетоднуизведущихролейвлатиноамериканскомрегионеиобладаетширокимиперспективамидальнейшегоразвития.Втожевремя,существуетрядпроблем,которыезамедляютразвитиеимогутявитьсясущественнымипомехаминапутикдальнейшемупроцветанию.Так,досихпорнерешёнаграрныйвопрос,промышленностьнуждаетсявмодернизации,асоциальныепротиворечиядостигаюткритическойотметкиитребуютнемедленноговмешательствасостороныправительства.Большоеколичествонаселенияживётзачертойбедности,чтоговоритонерешённостиосновнойзадачилюбогоправительства–повышенияблагосостояниянаселения.Дотехпор,покаэтазадачанебудетрешена,дальнейшееразвитиевсегдабудетоставатьсяподугрозойвнутреннейнестабильности.

Всвязисинтенсивнойразработкойприродно-сырьевойбазырегионасостояниеестественныхбиоценозовсильноухудшилось.Основнымивидамиантропогенноговоздействиявстали:сведениетропическихлесовдлярасширениясельскохозяйственныхземель,распашкаобширныхлесныхистепныхтерриторий,размещениепредприятий«грязных»отраслей(металлургической,химической,горнодобывающей)ит.д.Всеэтонарядусослабымуровнемразвитияохраныокружающейсредыврегионепривелокнеконтролируемомусведениюлесов,сокращениюгенофондаживотных,ускорениюэрозиипочв,появлениюкислотныхосадков.Несмотрянарядприродоохранныхмероприятий,экологическаяситуациявцеломпостранеостаетсянеудовлетворительной.


Заключение

Сущностьюрегиональнойполитикиявляетсяуправлениерегиональнымразвитиемдлядостиженияобщенациональныхцелей.Однаизособенностейсовременногомиразаключаетсявтом,чтобольшиеразличиямеждустранамивцелом,сочетаютсясозначительнымсходствоммеждуопределеннымитипамирегионоввразныхстранах.Отсюдаиналичиемногихобщихчертвподходахразныхгосударствксвоимвнутреннимрегиональнымпроблемам.Такимобразом,исследованияирегулированиерегиональногоразвитиявРоссииможноинужнопроводитьсучетомбогатейшегомировогоопыта.

Бразилиявходитвобъединениенаиболеединамичноразвивающихсястранмираиявляетсясамойполитическистабильнойстранойрегиона.Имеетсамыйбольшойсредилатиноамериканскихстранэкономическийпотенциал,однакодифференциациявдоходахпо-прежнемуоченьвелика,какиразницавразвитиивосточныхизападныхрегионов.

ОсобоезначениедлязаинтересованногоизученияроссийскимиспециалистамиимеютдостигнутыеБразилиейрезультатыпоэкономическомуосвоениюновыхрегионов,транспортномуиэнергетическомустроительству,стимулированиюмежрегиональнойинтеграции,продвижениюпромышленности(особенномалыхпредприятий)всельскиеместностиидр.Результатналицо.Преждесамыебедныештатысталидемонстрироватьпрогрессвсоциальномиэкономическомразвитии.Причемвтакойстепени,чтосегоднястоитвопрособограниченииинвестицийвэтирегионы.

С2003по2006год8млнбразильцевпересталижитьзачертойбедности.Последнеедесятилетиефедеральноеправительствосовместносправительствамирегионовпроводятполитику,способствующуюбольшемусоциальномуравенствувозможностей,про-рабочуюналоговуюполитику,делаютдоступнымкредит,увеличиваютпотребительскийимпортирасходынапродовольственнуюпомощьпенсионерам,детямибеднякам.

ВажнымвпроведенииэффективнойрегиональнойэкономикиявляетсячеткоеразграничениеполномочийизонответственностиЦентраирегионов.ТакоеразделениеправиобязанностейдавноужесоздановБразилии,ивнастоящеевремяоноспособствуетэкономическомуразвитию.ВРоссииразграничениекомпетенцийфедеральныхирегиональныхоргановуправленияотличаетсянезавершенностьюипротиворечивостью.

Необходимагосударственнаяподдержкаиукреплениемежрайонныхимежрегиональныхэкономическихикультурныхсвязей.Федеральноеправительстводолжноразвиватьобщегосударственныйрыноккакинтегрированнуюсистемурегиональныхрынковтоваров,услуг,капиталаирабочейсилы.

Около50летназадбеднымрегиономтакжесчиталсяЦентральныйзапад,однакополитикаразвитияэтогорегионапринесласвоиплоды,внастоящеевремяэтотрайонпроизводит,поразнымоценкам,от40до60%ВВПБразилии.Опытразвитияэтого«дикого»регионапримечателенещеипечальнымипоследствиями–быстрымуничтожениемуникальныхтропическихлесовврегионевследствиенепродуманнойполитикивпланеэкологии.Экономическиемерывсегданеобходиморассматриватьсовсехсторон.

Следуетотметить,чтоглавнаязадачаизучениямировогоопытарегиональногоразвитиясостоитнетольковтом,чтобылучшепониматьсутьтехилииныхрегиональныхпроблемвтойилиинойстране,авовладенииспособамиихрешениясцельюиспользованиявроссийскихусловиях.Нельзянадеятьсянавозможностькопированияилипереносаопытакакой-либостраны.Успехможетпринеститолькотщательнаяселекциямировогоопыта,т.к.неможетбытьединоймоделиразвития,ноестьобщиепринципы.Задачаспециалистовроссийскойэкономики–создатьнаосновеэтихпринциповмаксимальноэффективнуюполитикурегиональногоразвития.


Списокиспользованныхисточниковилитературы

1.АлееваА.Я.ЭлектронноепособиепоЭкономическойгеографии/А.Я.Алеева,Ю.Ю.Громов,О.Г.Иванова,А.В.Лагутин.–Тамбов:ИздательствоТГТУ,2001.

2.АлисовН.В.,ХореевБ.С.Экономическаяисоциальнаягеографиямира/Н.В.Алисов,Б.С.Хорев.–М.:Гардарики,2000.–703с.

3.ГранбергА.Г.Основырегиональнойэкономики:Учебникдлявузов/А.Г.Гранберг.–М.:ГУВШЭ,2000.–521с.

4.КонищеваТ.Пропискапоместуработы//Российскаягазета.Федеральныйвыпуск.–№4626.–1апреля2008г.

5.КретининВ.А.,БордяшовЕ.С.Опытуправленияразвитиемрегионавстранахсразвитойрыночнойэкономикой//Экономикарегиона.–№18.–декабрь2007г.

6.ЛипецЮ.Г.,ПуляркинВ.А.,ШлихтерС.Б.Географиямировогохозяйства/Ю.Г.Липец,В.А.Пуляркин,С.Б.Шлихтер.–М.:Владос,1999.

7.ЛюбимскаяА.Бразилияпобедилабедность//РБКdaily.–10.09.2007,понедельник.

8.МаксвеллК.ДвеБразилии//перев.Г.Маркова//TheWilsonQuarterly

9.МищенкоВ.В.Экономикарегионов.Учебноепособие/В.В.Мищенко.–Барнаул:Изд-воАлтГУ,2002.–160с.

10.МолчановЕ.В.Автореф.дисс.насоисканиеученойстепениканд.истор.наук«БассейнЛа-Платы:геополитическаяхарактеристикасубрегиона».Специальность:07.00.03–всеобщаяистория(историяновогоиновейшеговремени)/Е.В.Молчанов.–М.:Изд-воРУДН,2000.

11.ПетрасД.Кризислатиноамериканской«новойлевой»вусловияхколлапса«свободногорынка»//Перев.ИльиИоффе.Оригинал:JamesPetras.LatinAmerica’s‘NewLeft’InCrisis:Asthe‘FreeMarket’Collapses,Oct27,2008//http://axisoflogic.com/artman/publish/article_28610.shtml

12.ПешковА.А.,МацкоН.А.Системныйанализпроблемыэкономическогоростанаосноверазвитияминерально-сырьевогосектора//Региональнаяэкономикаиуправление:электр.науч.журн./ГОУВПО"ВятГУ",МЦНИП–[Электронныйресурс].–Киров:Международныйцентрнаучно-исследовательскихпроектов,2008.–№3(15).–№рег.статьи0049/1.–Режимдоступакжурн.:http://region.mcnip.ru.

13.Региональноеразвитие:опытРоссиииЕвропейскогоСоюза/Рук.авт.колл.иотв.ред.А.Г.Гранберг.–М.:ЗАО«Издательство«Экономика»,2000.–435с.

14.СидоренкоН.Г.,МенделевВ.А.Малаяэнциклопедиястран/Н.Г.Сидоренко,В.А.Менделев.–Харьков:Тогсин,2000.–720с.

15.СолодовниковА.Ю.ЭкономическаягеографияЛатинскойАмерики/А.Ю.Солодовников.–Тюмень:изд-воВекторБук,2000.–95с.

16.Социально-экономическаягеографиязарубежногомира/подред.В.В.Вольского.–М.:Дрофа,2002.–560с.

17.Странымира:Краткийполитико-экономическийсправочник/Подред.И.С.Иванова.–М.:Республика,1997.–480с.

18.ТрухачевВ.Бразилия:ключкЮжнойАмерике//newsinfo.–25ноября2008,вторник/http://newsinfo.ru/articles/2008-11-25/brasil/38874

19.ХурбатовС.КризиснепомешаетРоссиииБразилиипревратитьсявлидеровэкономическогороста,–Медведев//Накануне.RU//режимдоступа:http://www.nakanune.ru/news/2008/11/26/2138657

20.ЖерейссатиТ.ОпытрегиональногоразвитиявБразилии//ДокладсенатораТассоЖерейссатинаСовместномсеминареРоссиииВсемирногобанка«Стратегиирегиональногоразвития»,31марта2008г.//www.senado.gov.br

21.ВеккиоП.Д.ДетскийтрудвБразилии.Какправительствостремитсярешитьпроблему//ЭкономическиеПерспективы.–Том10.–№1.–май2005.



[1]Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза

[2]Хурбатов С. Кризис не помешает России и Бразилии превратиться в лидеров экономического роста, – Медведев

[3] Кретинин В. А., Бордяшов Е. С. Опыт управления развитием региона в странах сразвитой рыночной экономикой; Алеева А. Я. Электронное пособие по Экономической географии

[4] Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза

[5] Кретинин В. А., Бордяшов Е. С. Опыт управления развитием региона в странах сразвитой рыночной экономикой; Липец Ю. Г., Пуляркин В. А., Шлихтер С. Б. География мирового хозяйства

[6]Жерейссати Т. Опыт регионального развития в Бразилии

[7]Кретинин В. А., Бордяшов Е. С. Опыт управления развитием региона в странах сразвитой рыночной экономикой

[8] Мищенко В. В. Экономика регионов. Учебное пособие / В. В. Мищенко. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. – 160 с.

[9] Гранберг А. Г. Основы региональной экономики

[10] Петрас Д. Кризис латиноамериканской «новой левой» в условиях коллапса «свободного рынка»

[11] Пешков А. А., Мацко Н. А. Системный анализ проблемы экономического роста на основе развития минерально-сырьевого сектора

[12] Социально-экономическая география зарубежного мира

[13] Максвелл К. Две Бразилии

[14]Любимская А. Бразилия победила бедность

[15]Молчанов Е. В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Бассейн Ла-Платы: геополитическая характеристика субрегиона»

[16] Алисов Н. В., Хореев Б. С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор); Сидоренко Н. Г., Менделев В. А. Малая энциклопедия стран

[17] Трухачев В. Бразилия: ключ к Южной Америке

[18] Конищева Т. Прописка по месту работы

[19]Пешков А. А. Системный анализ проблемы экономического роста на основе развития минерально-сырьевого сектора; Солодовников А. Ю. Экономическая география Латинской Америки

[20] Солодовников А. Ю. Экономическая география Латинской Америки; Мищенко В. В. Экономика регионов

[21]Пешков А. А., Мацко Н. А. Системный анализ проблемы экономического роста на основе развития минерально-сырьевого сектора

[22]Веккио П. Д. Детский труд в Бразилии. Как правительство стремится решить проблему

Колонка Info

gellon.ru - Рефераты

По всем вопросам - пишите письма)

Контактные данные находятся в разделе: "Контакты"

Присылайте Ваши рефераты для публикаций

Работы размещены на сайте в целях ознакомления и не преследуют коммерческих целей